БРОНЕПОЕЗДА ВСЮР

 

Начальник бронепоездных дивизионов: генерал-майор М. Иванов

1-й бронепоездной дивизион

командир: полковник Иван Вас. Скопин (1875 – после 1919). Офицер с 1897 г. В Великую войну командир 28-го тяжелого артдивизиона. Галлиполиец

Легкий бронепоезд «Вперед за Родину» (до 11.1918 г. «Третий бронированный поезд»)

    Сформирован 1 июля 1918 г. на станции Тихорецкая на базе трофейных большевицких бронеплощадок. В состав вошли площадка с 75-мм орудием, площадка с 3-дм орудием и пулеметная площадка. В том же месяце  принимал участие в наступлении дивизии генерала Дроздовского на Екатеринодар.

     Во второй половине августа участвовал в наступлении на Армавир со стороны станции Кавказская. В бою на станции Отрада-Кубанская 1 сентября лишился двух бронеплощадок (орудийной и пулеметной) и был отправлен в Екатеринодар для получения новых.

     На фронт вернулся 14 сентября в составе одной орудийной (3-дм орудие) и двух пулеметных бронеплощадок. Приступил к штурму Армавира со стороны станции Кавказской, которая была вновь захвачена Таманской армией.

     Получил бронеплощадку с 75-мм орудием с вращающейся башней. Участвовал в боях за Армавир 2 октября. Израсходовав все снаряды, остался на позиции, с целью поддержать моральный дух остальных войск, и был эвакуирован после того, как снарядом батареи красных был разрушен котел бронепаровоза.

     После освобождения Армавира переброшен на линию Ставрополь-Кавказская для поддержки наступления на Ставрополь. 14 октября прибыл на станцию Рыздвяная. Принял участие в боях за Ставрополь и село Михайловское (ныне г. Михайловск).

     После освобождения Ставрополя перешел на участок Ставрополь-Петровское (ныне Светлоград), где действовал с 13 по 16 ноября. 17 ноября, возвращаясь вечером в Ставрополь для пополнения запасов воды и топлива, наскочил на перегоне на карьерную стрелку, переведенную в результате диверсии красных. Весь боевой состав сошел с рельс. После этого отправлен для ремонта на станцию Тихорецкая.

     В начале 1920 г. находился на участке Армавир-Туапсе, ведя боевые действия с бандой зеленых. По прибытии бронепоезда «Генерал Корнилов», отправлен на станцию Крымская, но в момент прибытия в Армавир 26 февраля станция Кавказская была захвачена красными. В результате путь на Крымскую оказался перерезан.

     С 4 марта 1920 г. во главе колонны бронепоездов участвовал в прорыве Добровольческой армией обороны зеленых, разбирая завалы в туннелях. В составе колонны были бронепоезда - "Степной", «Генерал Корнилов», "Генерал Дроздовский", "Атаманец" и "3-я Батарея морской тяжелой артиллерии".

     К 10 марта находился в составе колонны в Туапсе. 

     Последний бой принял 24 марта на станции Гойтх. После этого с бронепоезда были сняты 2 орудия и башни с бронеплощадок и погружены на пароход, куда перешла и часть команды бронепоезда. Оставшаяся часть состава 25 марта продолжала оборонять Туапсе.

     2 апреля площадки бронепоезда, как и площадки остальных бронепоездов, были сброшены в море у станции Лао

Командир: капитан Высевко (1.08.1918 г. убит в бою у разъезда Лорис)

                  подполковник Григорьев (1.08.1918 – 2.10.1918) (2.10.1918 г., смертельно ранен в боях за Армавир)

                  полковник Кельберер (2.10.1918 – 14.10.1918)

                  полковник (старшинство с 25.02.1919) Александр Людвиг. Гадд, из потомственных дворян, сын тайного советника. (25.10.1918 – 7.04.1919).

                  полковник Александр Иосифов. Скоритовский (застрелился, попав в окружении 24.08.1919, разъезд Паньшино, станция Котлубань, близ Царицына). Подполковник РИА. Войсковой старшина в войсках Гетмана Скоропадского.

Легкий бронепоезд «Генерал Алексеев» (до 01.1919 г. бронированный поезд №1)

     Сформирован 1 июля 1918 года на станции Тихорецкая из отбитых у красных бронеплощадок.                    Состоял из бронеплощадки с 3-дм орудием образца 1900 г. на лафете и одной пулеметной площадки. Бронепоезд в паре с «Батареей дальнего боя» принимал участие в наступлении от Тихорецкой на станции Сосыка и Кущевка, затем участвовал в боях за Армавир в конце августа - начале сентября 1918 г. После освобождения Армавира, направлен на участок Армавир-Туапсе, где 6 сентября при ночном налете на станцию Курганная столкнулся с «Морским бронепоездом». Из-за поврежденного пути не смог вернуться и был захвачен красными.

     В конце сентября получил новую боевую часть и был направлен на станцию Торговая на линии Царицын-Тихорецкая - состоял из бронеплощадок с 3-дм орудиями образца 1895 и 1902 гг., позволявшими вести круговой обстрел, и одной пулеметной бронеплощадки.

     Затем участвовал вместе с тяжелым бронепоездом «Единая Россия» в наступлении на Ставрополь от Армавира во второй половине октября 1918 г. Затем был переброшен на ветку Армавир-Невинномысская.

     В 1920 г. вновь оказался на Кубани.

    В марте 1920 г. -  70 человек, эвакуированы в Крым.

Командир: полковник Николай Никол. Стремоухов (1884 – после 1920). (06.1918-1919). 19.02.-28.03.1921 г. находился в лагере для интернированных лиц в Румынии.

                   полковник Зеленецкий (с 09.1918)

               полковник Шамов (с 02.1919)

тяжелый бронепоезд «Единая Россия» (Батарея дальнего боя, 7.09.-16.11.1918 5-й бронепоезд)

    Сформирован 1 июля 1918 г. на ст. Тихорецкая из трофейных бронеплощадок. Первый тяжелый бронепоезд Добровольческой армии. Вооружение: 2 105-мм орудия, 1 120-мм орудие Кане, 1 47-мм орудие системы Гочкис и 3 пулемета.

    В июле 1918 г. принял участие в наступлении из Тихорецкой на станции Сосыка и Кущевка. В бою у станции Кисляковка  уничтожил  бронепоезд красных.

     После освобождения станции Кавказская перешел в Ставрополь,  совместно с «Легким бронепоездом №2» принял участие в наступлении на Армавир. В конце августа у станции Державная на участке Ставрополь-Армавир был убит механик бронепоезда, и ранены командир и 2 офицера.

     После захвата Армавира Таманской армией 13 сентября 1918 г. перешел на участок Армавир-Кавказская, где принял участие в повторном освобождении Армавира. После освобождения города переведен на ветку Ставрополь-Армавир - поддерживал наступление войск генерала Врангеля на Ставрополь. В штурме Ставрополя  участие не принимал.

     27 октября  вместе с «1-м бронепоездом» действовал на линии Армавир-Невинномысская.

     В начале 1919 г. находился в Донецком бассейне. В состав входили: 2 бронеплощадки с 152-мм и 102-мм орудиями, и  пулеметная бронеплощадка.

     28 февраля 1919 г. у станции Баронская спас 1-й батальон Марковского полка, отогнав два красных бронепоезда, а затем перенеся огонь на красную пехоту, заставил ее отступить.

     С начала июля 1919 г. вел бои под Царицыном. Среди противников были две военные флотилии красных.

     12 ноября 1919 г. отбыл на ремонт в Донбасс на станцию Енакиевка.

     10 декабря переведен из Енакиевки для продолжения ремонта в Новороссийск на завод "Судосталь". Расформирован 12 и оставлен 13 марта 1920 г. при эвакуации Новороссийска.

Командир: полковник Скопин (1.07.1918-7.04.1919), Ранен 08.1918 в бою у станции Державная, вернулся в строй 10.1918.

                     врио полковник Левиков (08.-10.1918). Подполковник РИА.

                     полковник В.В. Карпинский (7.04.-3.11.1919)

                     врио капитан Михайлов (05.1919)

                     врио капитан Зиверт (05.1919)

                     полковник В.И. Окушко (3.11.1919-14.04.1920)

 

2-й бронепоездной дивизион

командир: полковник Громыко

легкий бронепоезд «Генерал Корнилов» (бронепоезд №2)

     Сформирован 27 июля 1918 г. В состав вошли: 2 орудийные площадки с 3-дм орудием образца 1900 г., 47-мм орудием системы Гочкис и пулеметная площадка.

     Боевое крещение получил 4 августа в боях у Ставрополя, где было остановлено наступление красных банд.

     Во второй половине августа - начале сентября 1918 г. вместе с бронепоездом «Единая Россия» принимал участие в наступлении на Армавир на участке Ставрополь-Армавир.

     После захвата Армавира Таманской армией, отошел из города в направлении станции Кавказской, и совместно с "Единой Россией" принял участие в повторном освобождении Армавира 13 октября. В этом бою получил прямое попадание снаряда в орудийную площадку.

     Около 20 февраля 1920 г. был  направлен на участок Армавир-Туапсе для противодействия бандам зеленых и надвигавшимися с востока красными. В дальнейшем прошел с боями до Туапсе, а затем оборонял этот город.

     25 марта 1920 г.  бронеплощадки "Генерала Корнилова" были сброшены в море у станции Гойтх в районе Туапсе.

Командир: полковник Громыко

                    капитан Прокопович

                    капитан Лазарев

тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита»

командир: полковник Александр Алексан. Зеленецкий (ум. 27.06.1960, Монморанси, Франция) (с 7.04.1919). Окончил 3-й Московский кадетский корпус и Михайловское арт. училище. В Великую войну офицер 114-й арт. бр., орд. Св. Георгия 4-й ст.

легкий бронепоезд "Офицер" (с 16.08.1918)

     После освобождения 3 августа 1918 г. Екатеринодара, отступающими к Новороссийску красными был взорван мост через Кубань, и бронепоезда Белых не смогли принять участие в преследовании бегущего противника. Из бронеплощадок, брошенных красными на левом берегу Кубани, 7 августа было начато формирование нового легкого бронепоезда. Состоял из открытой платформы с 3-дм орудием образца 1900 г. и 2-х пулеметных бронеплощадок.

      9 августа, в бою у станции Абинская бронепоезд отбил закрытую площадку с малокалиберными орудиями, куда  было перенесено 3-дм орудие с открытой платформы.

     11 августа на станции Тоннельная  уничтожил при переезде в Новороссийск штаб красных.

     13 августа первым ворвался в Новороссийск.

     В конце августа - начале сентября принял участие в освобождении Армавира со стороны станции Кавказской. В бою у станции Гулькевичи на поврежденном пути сошла с рельс пулеметная площадка. Бронепоезду удалось с боем отойти на 2 версты, волоча площадку по шпалам, а затем поставить ее на рельсы.

     После освобождения Армавира 3-4 сентября продолжил бои на направлении Армавир-Невинномысская вместе с «Морским бронепоездом».

     10 сентября взамен погибшего «1-го бронепоезда» перешел на направление Армавир-Туапсе, где вместе с «Морским бронепоездом» сдерживал натиск Таманской армии. После оставления Армавира 13 сентября ушел на ветку Кавказская-Армавир, где оперировал до 17 сентября. Затем отправлен в Новороссийск для ремонта.

     Из ремонта вышел в конце октября 1918 года в составе 2-х пулеметных бронеплощадок и десантного вагона. Был направлен на ветку Ставрополь-Кавказская, где принял участие в боях за освобождение Ставрополя.

     31 октября в бою на станции Палагиада на бронепаровозе была пробита паропроводная труба и давление пара в котле паровоза стало быстро падать. Отошел со станции в сторону Рыздвяной.

     До 27 февраля 1920 г. находился в Екатеринодаре для охраны Ставки Главкома ВСЮР и поезда Главкома.   

    28 февраля ушел вместе со Ставкой в Новороссийск, где и был брошен при эвакуации в Крым.

     Март 1920 г. -  48 офицеров и 67 солдат.

1. Командир: капитан Харьковцев, 8.09.1918 бою у села Успенское тяжело ранен.

                       поручик Хмелевский (с 8.09.1918)

                       полковник Ионин (с 10.1918)   

                       полковник Лебедев

2. вольноопределяющийся 1-го разряда Петр Алексеевич Калениченко (1897 г., Екатеринодар, Кубанская обл. – 10.08. 1987,  Дом русских военных инвалидов в Монморанси (Франция), похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа). Окончил 2-е Екатеринодарское реальное училище. Участвовал в Великой войне, вступив вольноопределяющимся 1-го разряда в 75-ю Артиллерийскую бр. (ноябрь 1916), в рядах которой воевал на Западном фронте до 21 декабря 1917 г. После демобилизации возвратился в Екатеринодар. Вступил в формировавшийся там партизанский отряд кап. В.Л. Покровского (янв. 1918), с которым выступил в 1-й Кубанский (Ледяной) поход 28 февраля 1918 г. В бою под ст. Сосыка ранен в левую руку 27 апреля 1918 г. По излечении вернулся в строй, но в бою под Ставрополем 1 ноября 1918 г. был контужен, ранен в голову и лишился правого глаза. Награждён Георгиевским Крестом и Знаком отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода. Уволен из армии 8 января 1919 г., т.к. врачебная комиссия признала его негодным к строевой службе. Несмотря на это, поступил бронепоезд (февраль 1920). Произведенный в офицеры за боевые отличия, находился в рядах 6-го бронепоездного дивизиона в Галлиполи. Вместе с дивизионом переброшен в Болгарию, откуда переехал во Францию. Работал техником на одной из парижских электростанций. Начальник РОВС (июль 1984).

3. Константин Никол. Свежевский (преосвященный Архиепископ Серафим) (с 08.1918) (1899(?) - 13.09.1996, больница при Успенском Ново-Дивеевском женском монастыре, Спринг-Валлей). Окончил Одесский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус (1916) и Сергиевское артиллерийской училище (1917) – вышел на Румынский фронт. После эвакуации в Крым офицер гаубичной батареи дивизии генерал-майор М.А. Морозова. В эмиграции находился на о. Лемнос, затем в Болгарии, Бельгии, Германии. В 1947 г. принял монашество. С 1952 г. в США.

 

3-й бронепоездной дивизион

командир: полковник А.Л. Гадд

тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский»

     Сформирован 14 февраля 1919 г. в Новороссийске. В боях с 15 марта 1919 г. в Донбассе. Оставлен 29 января 1920 г. у ст. Тирасполь.

Командир: капитан 1-го ранга В.Н. Потемкин (7.04.-19.08.1919)

                    Врид капитан Б.В. Харьковцев (04.1919)

                    полковник К.Я. Маралин (19.08.-10.1919)

                    полковник В.К. Федоров (10.1919-01.1920).

легкий бронепоезд «Баян»

    Сформирован в сентябре 1919 г. в Киеве.

    В феврале 1920 г. брошен на станции Тирасполь.

Командир: полковник Павел Захар. Делов (ум. после 1924 г.). Капитан РИА.

легкий бронепоезд «Витязь»

     Сформирован в октябре 1918 г. Принял участие в освобождении Армавира.

     29 январе 1920 г. брошен у станции Тирасполь.

легкий бронепоезд «Генерал Духонин» (бывший «Аскольд»)

      Сформирован в сентябре 1919 г. в Киеве.

     Брошен в январе 1920 г. у станции Тирасполь.

Командир: капитан Долгополов (до 12.1919)

                   капитан Колесников (12.1919-01.1920)  

 

5-й бронепоездной дивизион

     Сформирован на базе бронепоезда №3.

тяжелый бронепоезд №3

    Сформирован в апреле 1919 г. в Керчи – 15 офицеров и 3 вольноопределяющихся.

Командир: капитан Василий Ив. Сипягин

тяжелый бронепоезд «Неподебимый»

легкий бронепоезд «Генерал Марков»

легкий бронепоезд «Коршун»

 

6-й бронепоездной дивизион

легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский»

     Сформирован в мае 1919 г. в Донбассе.

     В марте 1920 г. брошен у станции Гойтх в районе Туапсе.

Командир: полковник Васильев

 

8-й бронепоездной дивизион

легкий бронепоезд «Богатырь» (бывший «Полковник Гусев»)

    Сформирован в августе 1919 г. на железнодорожном участке Цветково-Фастов.

    В феврале 1920 г. брошен в районе станции Тирасполь.

Командир: полковник Бурков

легкий бронепоезд «Терец»

Сформирован 1 февраля 1919 г. в Моздоке. В боях с февраля 1919 г. под Гудермесом. В июне 1919 г. придан отряду ген. Колесникова. К 5 октября 1919 г. в составе войск Северного Кавказа. 8 марта 1920 г. передан во Владикавказе городской самообороне.

Командир: капитан Ю.А. Лойко (до 3.11.1919)

                   капитан Нефедьев (с 3.11.1919).

 

9-я бронепоздной дивизион

бронепоезд "Гром победы"

     В конце октября 1919 г.  участвовал в боях под Орлом.

     В марте 1920 г. прошел в одной колонне с другими бронепоездами до Туапсе.

     Почти вся боевая часть была оставлена 23 марта 1920 г. на станции Гойтх.
     После оставления Туапсе бронепоезд в составе одной бронеплощадки прикрывал отход частей ВСЮР на Сочи.

     Последний бой принял 2 апреля 1920 г. у станции Лоо. Дальше железная дорога не была достроена, и  бронепоезд  был там брошен.

 

10-й бронепоездной дивизион

легкий бронепоезд «Волк»

     Сформирован в октябре 1919 г. в Харькове. Отступил в Крым, где вошел в состав Русской Армии.

Командир: полковник Саевский

легкий бронепоезд «Апшеронец»

     В 1919 г. принимал участие в боях с чеченскими бандами в районе Грозного.

легкий бронепоезд «Белозерец»

легкий бронепоезд «Гвардеец»

     Сформирован в феврале 1919 г. на станции Пологи.

легкий бронепоезд "Дмитрий Донской" ("Морская батарея №2", "Морской бронепоезд” )

     11 августа 1918 г. в Екатеринодаре для боевой части получил взятые у красных три угольные платформы, вооруженные 4-мя 75-мм морскими орудиями и 1-м 47-мм орудием, и  десантный вагон. Л/с сформирован в основном из морских офицеров и офицеров авиации, которые обслуживали пулеметы.

     Во второй половине августа принимал участие в наступлении на Армавир со стороны станции Кавказская. После освобождения Армавира 3-4 сентября, вместе с бронепоездом «Офицер» совершил налет на станцию Коноково (5 сентября). 6 сентября пришел на станцию Андрее-Дмитриевская участка Армавир-Туапсе для обороны Армавира от наступающей с запада Таманской армии.

     Когда 13 сентября Таманская армия захватила Армавир, резерв бронепоезда был отведен в Ставрополь, а сам бронепоезд в течение полутора месяцев с боями отходил к Ставрополю, боевой состав был усилен бронеплощадкой с морским 100-мм орудием.

     14 октября в бою у разъезда Бахный попал в засаду, сошел с рельс и был оставлен командой.  Затем отбит войсками генерала Врангеля на вокзале в Ставрополе.

     В сентябре 1919 г. находился под Курском.

     В ноябре 1919 г., действовал на линии Харьков-Севастополь, получил 3 новые бронеплощадки системы Голяховского с 3-дм орудиями во вращающихся башнях и пулеметную площадку.

     Ранее списанная бронеплощадка вошла в состав созданного при отступлении в начале 1920 г. бронепоезда "За Русь Святую" и закончила свой боевой путь под Новороссийском 13 марта.

Командир: капитан 2-го ранга Марков

                   старший лейтенант Макаров (14.10.1918, погиб в бою у разъезда Базный)

легкий бронепоезд «Брянский»

     Сформирован осенью 1919 г. в Екатеринославе.

     В октябре 1919 года расформирован в Харькове. Личный состав бронепоезда отправлен на бронепоезда «Волк» и «Слава Кубани».

    

Легкий бронепоезд «Ураган»

Сформирован 8.10.1919 г. в Одессе.

Входил в состав войск Новороссийской области.

Уничтожен на линии Казанов-Фастов 22.11.1919 г.

 

На главную страницу